Детский сад №29 г.Пятигорск
Об образовательной организации
версия для
слабовидящих

Не будь молчуном: 6 способов, как разговорить ребенка

Как разговорить ребенка? Когда малыш должен начать говорить? Почему ребенок молчит?

Поделитесь с друзьями

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

«Говорит короткими словами, а ровесники уже предложениями вовсю болтают», —волнуются мамы детей-молчунов, интересуясь, какому специалисту показать ребенка. Неврологу? Логопеду? Предлагаем разобраться в этом вопросе с помощью эксперта!

Одним из важнейших элементов развития ребенка является развитие его речи. Предпосылки «говорения» закладываются уже на первых месяцах жизни ребенка. Как разговорить ребенка? Когда малыш должен начать говорить? Почему ребенок молчит? На эти вопросы отвечает Анна Теплова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Его специалисты вот уже 60 лет занимаются вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Почему ребенок молчит?

Этот вопрос часто волнует родителей, — рассказывает Анна Теплова. — У современных детей снижается уровень развития речи, многие из них не говорят до четырех-пяти лет или застревают на этапе «автономной детской речи.

Немало детей с логопедическими проблемами, у многих есть проблемы, связанные с воспитанием в семьях, в которых оба родителя говорят на разных языках. Конечно, языковых проблем у современного ребенка много и важно помочь ему с ними справиться.

Что же нужно делать родителям, чтобы преодолеть трудности с развитием речи у ребенка? Во-первых, не стоит паниковать раньше времени. Все дети развиваются очень индивидуально, и то, что для одного ребенка стало нормой, для другого еще является зоной ближайшего развития».

Как определить, что ребенок развивается нормально

Прежде всего, хорошо знать, как происходит развитие речи ребенка, — поясняет Анна Теплова.

  • Первый этап — довербальный (бессловесный) — подготовительный, проходит на первом году жизни. Постепенно из всего массива звуков малыш учится выделять звуки речи взрослого. Ребенок внимателен и чуток к звукам вашей речи, значит, у него начинает складываться пассивная речь или понимание речи окружающих, но сам он пока может ответить только эмоциональными выражениями, мимикой, позднее и жестами, позой, лепетом.
  • Второй этап — переходный, или этап возникновения речи. Ребенок все больше понимает речь окружающих и постепенно сам овладевает активной речью. Мы называем такую речь детской, а психологи — автономной детской речью. Такую речь пока понимают только близкие взрослые, которые ситуативно догадываются, когда звук «па» обозначает слово «папа», а когда – глагол «упал».

Одновременно взрослые активно предлагают ребенку слова звукоподражания: ав-ав, ам-ам, ко-ко-ко и другие. В результате ребенок может использовать речь в общении. В это период малыш активно овладевает словами на слух и старается использовать их в речи. Идет интенсивное формирование фонематического слуха. Кстати, после года дети начинают отличать звуки родного языка от иностранного. Это достаточно длительный период, который проходит на втором и третьем году жизни. Главное, чтобы ребенок не застрял на этом этапе.

  • Третий этап — речевое общение. Это период совершенствования всего, что освоено ранее в переходный период развития речи. Расширяется словарный запас, грамматические формы, — появляется понимание строя родного языка. Обычно третий этап начинается после трех лет, на четвертом году жизни.

Инструкция родителям: как «разговорить» ребенка

Наши главные усилия по развитию речи малыша приходятся на второй этап развития речи, — объясняет Анна Теплова. — Обычный совет родителям, волнующимся, что их дети не говорят – говорите с ребенком больше. А как это больше? И о чем мне говорить с младенцем или с малышом? Как мы теперь знаем, на разных этапах развития речи ребенка разговор взрослого имеет разное значение. Младенец должен слышать речь родителей, учиться выделять ее из других звуков. Подкрепляйте свою речь эмоциями, играйте звуками родной речи. Лучшим помощником Вам будут короткие детские стишки. Желательно использовать разные стишки, чтобы поддержать речевые игры малыша.

Читайте потешки

Детям второго года жизни очень интересно само сочетание звуков, их ритм, темп, интонация, с которой произносятся слова, фразы. Ребенок развивается физически, осваивает свое тело, и ритмичные потешки его очень радуют. Малыш приседает, «трясет попкой», хлопает в ладошки, двигается в ритме песенок. Потешки объединяют ритм и слово, создавая своеобразную музыку речи.

Ай, тари-тари-тари,
Купим Маше янтари.
Останутся деньги,
Купим Маше серьги,
Останутся грошики,
Купим ей галошики.
Будет Машенька ходить,
Янтари свои носить.

Если вы знаете несколько разных текстов, Вам будет потом легче их миксовать, перемешивать, в зависимости от ситуации.

На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной. В развитии активной речи выделяются два периода. Первый — с конца первого года жизни до полутора лет; второй — со второй половины второго года жизни до 2 лет.

Называйте предметы

Первый период в развитии речи детей на втором году жизни связан с интенсивным развитием понимания речи окружающих и возникновением первых слов. Малыш буквально напитывается новыми словами и их смыслами. Лучшая игра в этот период — называние предметов. Мама носит малыша на руках или гуляет с ним и постоянно называет ему новые предметы, явления, действия. Хорошо если малыш сам показывает пальчиком на интересующий его предмет. Некоторые ученые считают, что это самая древняя форма загадки. Малыш как бы спрашивает вас — это что? И мама дает ему полный исчерпывающий ответ.

Следите за своей артикуляцией

Очень большое значение для развития речи малыша имеет артикуляция взрослого. Когда вы разговариваете с ребенком, важно, что он видит, как вы говорите, как работает ваш артикуляционный аппарат. Именно поэтому говорящие игрушки — плохие помощники в развитии речи ребенка.

Второй период в развитии активной речи обычно наступает после полутора лет. Малыш осваивает самостоятельную речь. Быстро увеличивается активный словарь малыша. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы: прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух-трех слов.

Проговаривайте свои действия

Лучший способ знакомить малыша со словами, их смыслом и описываемыми ими действиями на этом этапе — проговаривание действий с малышом. Например, вы надеваете ребенку колготки. Малыш сидит у вас на руках, а вы проговариваете сами весь процесс. «А мы сейчас наденем штанишки. Вот тут у штанишек перед, а это спинка. На спинке шовчик, а спереди застежечка. Вот мы берем правую ножку и просовываем ее в правую штанину». И так далее, пока не соберетесь  на прогулку. Впоследствии это поможет малышу одеваться самостоятельно, а пока мы пополняем  его словарный запас.

Читайте ребенку скороговорки, стихи и сказки. Читайте их по ролям

Ребенок третьего года жизни не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, но и может запомнить и воспроизвести стихотворение, пересказать слышанную от взрослого сказку. Очень хорошо в этот период играть в рифмованные слова, которые малыш может повторить сам. Например, все помнят игру «Гуси, гуси – га-га-га». Поиграйте в нее с малышом, попробуйте рассказать ее как стихотворение вместе.

Мама: Гуси, гуси?
Малыш: га-га-га!
Мама: есть хотите?
Малыш: да-да-да!

И все! Можно выступать с этим стихотворением перед восторженной публикой в лице папы и других заинтересованных взрослых.

Также можно выучить песенку-стишок про косолапого мишку.

Взрослый: Мишка косолапый по лесу
Малыш: идет!
Взрослый: шишки собирает, песенку
Малыш: поет!
Взрослый: шишка отскочила, прямо мишке
Малыш: в лоб!
Взрослый: Мишка рассердился и ногою
Малыш: топ!

Предлагайте ребенку показать сказку с игрушками, самостоятельно в спектакле для друзей и родных. Сказка должна быть знакомой, а слова короткими. Например, слова «бил, бил», «била,била», «упало», «разбилось». Это поможет ребенку почувствовать, что его речь понятна всем, что все рады его словам и участию в спектакле.

Стимулируйте ребенка говорить, а не демонстрировать

Чтобы ребенок не застрял в периоде автономной речи, необходимо перестать его понимать. Да-да. Нужно стимулировать малыша говорить словами, а не жестами или эмоциями. Однако, очень важно не выработать у ребенка негативного отношения к речи. Предлагайте ему слова, обозначающие предмет, который он просит. Радуйтесь и хвалите ребенка, когда он называет слова правильно.

Развитие речи ребенка — сложный, но увлекательный процесс. Речь малыша развивается в творческом взаимодействии с любящим взрослым.

А ваш ребенок молчун или болтунишка?

Источник: baby.ru

0 просмотров

Независимая оценка качества

Подпишитесь на рассылку

Узнайте первым о новостях и событиях в "Мамонтёнке"

Сморите так же...

Хроники "Мамонтенка"

Поздравляем лауреата!

Баранова Наиля Рамильевна стала лауреатом I степени финального тура Всероссийского педагогического конкурса «Педагогика XXI века »

Добавить комментарий

РЕГИСТРАЦИЯ
это дополнительные сервисы и возможности для Родителей и наших гостей.
Вас приветствует
Вы здесь впервые?
Забыли пароль?
с администратором

Родителям о предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.

Обращение начальника ГИБДД г. Пятигорска Вячеслава Шевелева к родителям несовершеннолетних по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Посетителям с ограниченными
возможностями
РЕГИСТРАЦИЯ
это дополнительные сервисы и возможности для Родителей и наших гостей.
Вас приветствует
Уже зарегистрированы?
Авторизуйтесь
Создайте свой логин и пароль
Контактные данные требуются при обращении к администрации детского сада
Пользовательское соглашение
Код приглашения для регистрации родителей

Сведения об образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №29

Новая группа в Мамонтёнке

[ultimatemember_group_new]

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Прием детей начинается в 7-00 и заканчивается в 8-30.В связи с опасностью распространение коронавирусной инфекции прием осуществляется в строго отведенное время.
Родители, соблюдая дистанцию по разметке на прилегающей территории, ожидают осмотра и термометрии ребенка. Всем родителям необходимо соблюдать масочный режим.
При входе в корпус №1 осуществляется осмотр ребенка, проведение его термометрии, обработка обуви дезсредствами и обработка рук кожными антисептиками. Родители отвечают на вопросы медицинского работника или воспитателя о состоянии здоровья ребенка и его контактах. Расписываются в журнале фильтра приема детей. При входе в группу № 1 и №7 (корпуса 2) также осуществляется осмотр ребенка, проведение его термометрии, опрос родителей о состоянии здоровья ребенка и его контактах.

Родители в здание детского сада не допускаются!

Дежурный воспитатель проводит Вашего ребенка в дежурную группу.
Дежурная группа формируется из детей разных возрастов в количестве 12 человек. Дети и сотрудники из группы в группу не переводятся до окончания режима повышенной готовности.
Забирать ребенка из детского сада необходимо с участка группы, соблюдая режим дистанции, оставив подпись в журнале фильтра. Время удобное для родителей, начиная с 16-00 до 18-00.

ВНИМАНИЕ!

Для определения ребенка в дежурную группу необходимо иметь: справку от педиатра об отсутствии контакта с вероятными больными в срок не менее 14 дней до даты определения ребенка; справку от педиатра о состоянии здоровья ребенка.

ВАЖНО!

Для питания ребенка, Вам необходимо позвонить за 1 день (накануне) до выхода в детский сад с 9-00 до 11-00 воспитателю или по телефонам: 30-28-18; 30-28-16; 30-28-15 и сообщить. В противном случае, ребенок не будет учтен для организации питания и будет принят на следующий день.
Для приема детей в дежурную группу в условиях повышенной готовности, просим Вас заполнить данные сведения о контактах ребенка с проживающими родственниками и принести в день выхода в детский сад.