слова, различные по своемузвучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы обозначают сущность одного и тогоже явления многообразно, с разными оттенками.
Одним из важнейших показателей великого русского языка является многообразие синонимов. Что такое синонимы? Синонимы — это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы обозначают сущность одного и того же явления многообразно, с разными оттенками. Синонимы не подменяют друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.
Предлагаю вашему вниманию заглянуть в «Словарь синонимов русского языка», автор
Александрова З. Е, где вы найдете много интересного и полезного для самообразования. Русский язык очень богат синонимами. Так, в «Словаре синонимов русского языка» З. Е. Александровой, к прилагательному «глупый» дано 37 синонимов, к глаголу «сказать» — 30, к существительному «лицо» 16, к наречию «всегда» — 35 синонимов.
Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли,
передать самые тонкие оттенки смысла высказывания. Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов бывает различной.
Например:
а) рассердиться, разозлиться, разгневаться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…;
б) надеть (что-нибудь), натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…;
В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и
относиться к разным группам синонимов.
Например:
а) пышный хлеб – хлеб свежий, мягкий;
б) пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…;
Слова синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд) по принадлежности к одной
части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного
смысла.
Например:
а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый….;
б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, трусость
в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха….
Употребление в речи синонимов делает речь человека богаче, ярче, разнообразнее,
выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее. Главным источником обогащения
словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной
художественной литературы и устного народного творчества народа, к языку А. С. Пушкина, И. С.
Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина…
Предлагаю вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступной детям, понятной лексике, они позволят обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.
«Назови «слова-приятели» («слова-друзья»)
Бросаете ребенку мяч и называете слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по
значению, например:
Друг… (товарищ, приятель);
Дом… (здание, жилище);
Дорога… (путь, шоссе);
Солдат… (боец, воин);
Неправда… (ложь);
Смельчак… (храбрец);
Тоскливо… (грустно, печально);
Плясать… (танцевать);
Торопиться… (спешить, бежать, мчаться, нестись);
Размышлять… (думать, мыслить);
Печалиться… (грустить);
Шалить… (баловаться);
Бестолковый кот… (глупый кот);
Боязливый заяц… (трусливый, пугливый);
Смелый боец… (храбрый, отважный).
«Четвертый лишний»
Назовите ряд из четырех слов и попросите ребенка назвать лишнее слово, объяснив свой выбор, например:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный;
Понять, разобраться, запомнить, уразуметь;
Думать, ехать, размышлять, соображать.
«Назови похожие слова»
Назовите ребенку ряд слов и попросите определить, какие два из них похожи и почему, например:
Приятель-друг-враг;
Грусть-радость-печаль;
Еда-очистки-пища;
Труд-завод-работа;
Танец-пляска-песня;
Бежать-мчаться-идти;
Петь-плясать-танцевать;
Думать-хотеть-размышлять;
Шагать-сидеть-ступать;
Слушать-глядеть-смотреть;
Трусливый-тихий-пугливый;
Старый-мудрый-умный;
Бестолковый-маленький-глупый;
Смешной-большой-огромный;
Тоскливый-серый-печальный.
«Подбери пару»
Произнесите слово и попросите ребенка подобрать ему пару, назвав слово, близкое по значению:
Хворостина… (прут);
Месяц… (луна);
Врач… (доктор);
Твердый… (жесткий);
Раньше… (прежде);
Льется… (течет);
«Назови по порядку»
Предложите ребенку расположить слова, названные вами, по мере возрастания или убывания
признаков, например:
Большой-большущий-огромный-громадный;
Активно используйте следующие упражнения:
1) Поищите «слова-друзья» в стихотворениях;
2) Найдите «слова-друзья» в сказке, в рассказе;
3) Отыщите «слова-друзья» в пословицах и поговорках, объясните их смысл.
Учитель-логопед: Водяницкая Е.Н.