В этой статье мы познакомимся с тестом доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования Мариониллы Максимовны Кольцовой, который показывает прямую связь уровня речи ребёнка и движений пальцев его рук. Кольцова М.М. автор книги “Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг” (2004 год издания).
Известный физиолог М.М. Кольцова разработала для детей первых лет жизни интересный тест.
Малыша просят: “Сделай вот так” – и показывают один пальчик, потом два пальчика, три. Если же ребёнку больше 3 лет, ему предлагают по образцу взрослого соединить большой и указательный пальцы в кольцо, изобразить гуся (сложить все пальцы в щепоть, которая напоминает голову гуся), козу (все пальцы сжать в кулак, вперёд выставить указательный и мизинец) или ножницы (указательным и средним пальцами выполнять “стригущие” движения).
КОЛЬЦО
ГУСЬ
НОЖНИЦЫ
КОЗА
А дальше, ещё не услышав ни одного слова ребёнка, можно сделать предположение об уровне его речевого развития. Говорящие дети – это те, которым удаётся все и почти все задания теста, а изолированные движения пальцев не вызывают затруднений.
Если же детские пальчики напряжены, сгибаются или разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые, “ватные”, то это – не говорящие или плохо говорящие дети.
Эта закономерность всегда подтверждается на практике: учителя-логопеды и дефектологи знают, что у ребёнка с нарушениями речи всегда нарушена мелкая моторика рук. Поэтому коррекционная работа с детьми всегда сопровождается регулярной пальчиковой гимнастикой.
Из своей практики учителя-логопеда могут отметить то, что у 100% детей, поступающих в логопедическую группу в возрасте 5 лет, мелкая моторика нарушена и чем тяжелее нарушение речи у ребёнка (в том числе нарушение звукопроизношения), тем тяжелее нарушение мелкой моторики пальцев рук (и, конечно, общей моторики тела).
Этот тест наиболее показателен к 5 годам, когда у ребёнка должно сформироваться полноценное звукопроизношение.
Вернёмся к тесту Кольцовой.
Какие же взаимосвязи демонстрирует этот тест и какие педагогические выводы из него следуют❓
ВО-ПЕРВЫХ, он показывает прямую связь развития речи и тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук человека. Исторически сложилось так, что развитие функции руки и речи шло параллельно, а первой формой общения людей друг с другом в далёком прошлом были жесты. Эта зависимость продолжает сохраняться и у маленьких детей: совершенствование их речи находится в непосредственной зависимости от степени тренировки рук.
ВО-ВТОРЫХ, тест подчёркивает, насколько тесно физиологически связаны в своём развитии зоны коры головного мозга ребёнка. Проекция кисти руки и речевой моторной зоны расположены очень близко и на протяжении всего раннего детства чётко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции.
В-ТРЕТЬИХ, тест наталкивает на ценную мысль о том, что развивая пальцы рук ребёнка, можно стимулировать его речевое развитие. К этому важному заключению давно интуитивно пришла народная педагогика. Сегодня сходные по своему назначению игры для детских пальчиков есть в России, Японии, Германии и других странах.

аким образом, чем раньше родители начнут следовать законам природы и детского развития, подтверждённым современными исследованиями, тем успешнее будет развитие речи малыша.
Начинать тренировать детские пальчики рекомендуется уже в 6-7 месяцев. Аккуратно, без лишних усилий, можно проводить лёгкий массаж рук, включающий 2 вида упражнений: поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью; сгибание и разгибание пальчиков ребёнка взрослым. Ежедневная продолжительность таких упражнений составляет всего 2-3 минуты.
А вот с 10 месяцев малышу можно предлагать совершать уже более активные, энергичные движения пальчиками. Для этого следует использовать пальчиковые игры – инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребёнка.
Русская игра “Сорока-белобока”

Можно “перебирать” детские пальчики и легко массировать их и в обратной последовательности, например, в немецкой игре с пальчиками.

А вот какие игры можно предложить детям 3-4 лет.
Пальчиковая гимнастика “Моя семья”
В начале игры все пальцы сжаты в кулак. Во время чтения каждой строчки ребёнок с помощью взрослого или самостоятельно по одному
mbdou15.obraleksin.ru
разгибает пальчики. На последней строчке пальчики “радуются” – вся кисть руки поворачивается влево-вправо.
Упражнение “Этот пальчик”
😊 Эту игру можно использовать при утреннем пробуждении ребёнка.
В соответствии с текстом по очереди загибаются, начиная с мизинца, пальцы одной руки. На последних двух строчках все пальцы разгибаются, рука ритмично сжимается в кулак и разжимается.
ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы ребёнок научился выполнять движения, необходимые по сюжету игры, пальчиками сначала одной руки, а потом и другой руки. Для этого каждую игру нужно проводить до тех пор, пока ребёнок не будет выполнять движения чётко и без ошибок.
Для детей 4-5 лет в игры можно включить и более сложные движения.
⬇ Тут Вы найдёте упражнения, которые не только развивают мелкую моторику рук, но и развивают межполушарные взаимодействия головного мозга Кинезиология для дошкольников, что положительно влияет на речевое развитие ребёнка.
Итак, для детей 4-5 лет подойдут следующие игры.
“Дружные пальчики”
Эта игра поможет ребёнку запомнить названия пальцев.
В начале игры пальцы руки раскрыты, а дальше в соответствии со стихотворным текстом они по одному загибаются в кулак. На последние две строчки выполняется ритмичное сжимание и разжимание пальцев руки.
Не требуйте заучивания стихотворного текста, сопровождающего игру. Не огорчайтесь, если вначале малыш будет путать названия пальчиков – не сразу, но постепенно он их обязательно запомнит.
Стихотворения для пальчиковых игр можно придумывать вместе с детьми. Вот, например, какую стихотворную игру для своих воспитанников 5-7 лет сочинила педагог Г.В. Селиванова.
“Ладушки”
Следует помнить, что проведение пальчиковых игр должно нравиться ребёнку, доставлять радость и удовольствие. Их продолжительность обычно не превышает 5 минут в день.
Можно попробовать рассказать с помощью пальчиков ребёнка любое понравившееся ему стихотворение. Подумайте, как можно “проиллюстрировать” вот такие стихи. Пофантазируйте вместе с ребёнком над подбором движений.
Можно играть с пальчиками и без стихотворного сопровождения. Покажите ребёнку, как пальчики одной руки умеют здороваться друг с другом: кончик большого пальца поочерёдно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Потом предложите точно также научить здороваться пальчики другой руки. В завершение можно показать, как могут здороваться друг с другом пальцы обеих рук – большой с большим, указательный с указательным и т.д. С этой своеобразной пальчиковой гимнастики можно начинать каждое утро.
Очень полезно и весело заниматься с ребенком “конструированием из пальчиков”. На первых порах инициатива здесь должна принадлежать взрослому. Именно он показывает, как сделать только с помощью рук лодочку (прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их),
seliverstova.453-nn.caduk.ru
цветок (прижать запястья рук друг к другу, ладони развести в стороны, пальцы рук округлить), очки
улитку
или зайчика.
А дальше можно не только вместе с ребёнком придумывать всё новые и новые способы показа разных предметов, но и загадывать друг другу загадки: “Угадай, какой предмет я показываю?”.
Стимуляции двигательной и речевой функции способствуют разнообразные практические действия:
- вкладывание друг в друга полых кубиков, призм, полусфер разной величины (игры с вкладышами) – с 1 года;
- перебор крупных деревянных бус – с 1 – 1,5 лет;
- сборка деревянных или пластмассовых пирамидок – с 1,5 лет;
- выкладывание из крупной мозаики разноцветных или одноцветных дорожек – с 1,5 – 2 лет;
- шнуровка (плоские фигурки игрушек “прошиваются” шнурком по дырочкам) – с 2-3 лет;
- изготовление поделок из пластилина, конструктора, природных материалов – с 2,5 – 3 лет;
- обведение изображений предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях – с 3 – 4 лет;
- завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме, ленточках разной толщины – с 4 – 5 лет.
Рисование двумя руками – здоровьесберегающая технология
5 весёлых игр на развитие мелкой моторики
Когда после тренировок в соответствии с приведёнными рекомендациями вы вновь предложите ребёнку тест, его результат непременно будет выше. Регулярные игры и упражнения для пальчиков не только стимулируют развитие речевой функции, но и будят детское воображение, фантазию, а также незаметно готовят руку ребёнка к предстоящему в школе овладению письмом.