Детский сад №29 г.Пятигорск
Об образовательной организации
версия для
слабовидящих

Знаете ли Вы своего ребенка?

«Конечно!» - не задумываясь ответят большинство мам. Он такой, такой, такой... А теперь задумайтесь. Действительно ли он такой, как вам кажется, или вы видите не реального малыша, а вами же созданный образ?

Поделитесь с друзьями

Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

«Конечно!» — не задумываясь ответят большинство мам. Он такой, такой, такой… А теперь задумайтесь. Действительно ли он такой, как вам кажется, или вы видите не реального малыша, а вами же созданный образ? Неважно, лучше или хуже ребенок на самом деле. Он просто другой. А что думает о себе, да и о вас сам ребенок? Совпадают ли его оценки с вашими?

Естественно, в сознании родителей существует некоторый образ сына или дочери, то есть представление о том, какой он. Кроме того, существует идеальный образ своего ребенка, иными словами — представление о том, каким он должен быть. Например, родители говорят: «Он очень медлительный, а я хочу, чтобы он все делал быстро» и так далее. В самом общем виде это формулируется так: «Он (она) не такой, как бы мне хотелось». И что делать в такой ситуации?

Попробуйте для начала провести несложный эксперимент. Напишите 10 качеств, которые вы больше всего цените в детях. Затем напишите 10 качеств, которые вам наиболее антипатичны в детях. Закройте глаза. Представьте себе собственного ребенка. Откройте глаза и выберите из первого ряда те качества, которые присущи вашему ребенку. Таким же образом поступите и со вторым рядом. Главное – не торопитесь, не принижайте, но и не приукрашивайте вашего ребенка. А теперь посмотрите на результат. Вы может получить 6 положительных и 9 отрицательных качеств. Разве это не повод для размышления? Кстати, этот эксперимент-игру можно провести со всеми членами семьи, а потом за «круглым столом» обсудить результаты.

А теперь задумайтесь: может ли ваш ребенок в принципе стать таким, каким вы хотите его видеть? А вы что делаете для того, чтобы ребенок «дотянул» до вашего идеала? Знаете ли вы, каков идеал вашего ребенка, и что вы делаете, чтобы помочь ему достигнуть его? Учитываете ли вы силы, склонности, возможности и способности его? Чему вы хотите научить ребенка? Поддерживаете ли вы стремление ребенка к самостоятельности? И, в конце концов, подумайте, согласны ли вы изменить свою систему «оценок».

Гораздо сложнее выяснить, что сам ребенок думает о себе. Многолетняя работа с детьми позволяет мне утверждать, что дети не понимают, что с ними происходит, не умеют подумать о себе, оценить свои силы, возможности, способности не только в конкретной ситуации, но и вне ее. Хотя в принципе самооценка, т. е. представление о себе, формируется у ребенка с очень раннего возраста. Конечно, вначале это не отчетливое представление о себе, а эмоциональное состояние, которое можно передать словами «со мной все в порядке» или наоборот. А затем ни в семьях, ни в школе никто не заботится о формировании у детей представления о самом себе, а следовательно, о формировании самолюбия, чувства собственного достоинства, ответственности за свои действия, внутренней аргументации тех или иных поступков типа «я тот человек, который это сделал» (причем это может быть как хорошим, так и плохим делом). Поэтому нужно помочь ребенку сформировать самооценку – т.е. оценку самого себя, своих способностей, умений с точки зрения внешнего или внутреннего эталона. Поэтому предлагайте ребенку как можно больше таких маленьких эталонов, чтобы ему было от чего отталкиваться. Например, малыш говорит: «Я уже умею считать до 100», — это для него некоторый эталон.

Из чего же еще складывается самооценка? Во-первых, из оценочных суждений окружающих его людей, во-вторых, из результатов своей деятельности (сам построил из кубиков башенку, сам что-то смастерил), в-третьих, из осознанного или неосознанного сравнения себя с другими людьми, в-четвертых, в процессе самопознания.
Естественно, основную роль в формировании самооценки играют оценочные суждения взрослых. Начну с того, что оценки взрослых могут быть справедливыми и несправедливыми. То есть соответствовать или не соответствовать правде. По своему эмоциональному характеру оценки могут быть отрицательными («ты — плохой мальчик») или положительными («ты — хорошая, умная, добрая девочка»), унижающими или, наоборот, подбадривающими. Оценки часто раздаются просто так, а иногда – «по делу» («Ты замечательно полила цветы, спасибо! Молодец!»). Самая большая трудность состоит в том, что разные взрослые по-разному оценивают ребенка (мама хвалит, отец ругает, бабушка захваливает, дедушка ни в грош не ставит). Ребенок в таких семьях оказывается в очень трудном положении. Он теряет или не приобретает ориентации в самом себе. Столь же трудная ситуация у детей, на которых вообще не обращают внимания. Самая худшая для ребенка атмосфера — это однообразное холодное, равнодушное безразличие. Если доминируют негативные оценки, то у ребенка формируется неадекватно-заниженная самооценка, то есть комплекс неполноценности. Если доминируют похвалы (как заслуженные, так и незаслуженные), то у ребенка складывается привычная завышенная оценка себя (комплекс превосходства). В тех же случаях, когда взрослые хвалят или не одобряют ребенка за какие-то дела, поступки, да еще по возможности аргументируют свои оценки, вместе с ребенком анализируют ошибки или подчеркивают добрые стороны его поведения, у ребенка формируется адекватное, реалистичное, отношение к себе.

А теперь несколько слов о том, из каких аспектов складывается самооценка: гибкость мышления, критичность ума, внушаемость, терпимость к конфликтам, уровень притязаний, тревожность, уверенность в себе, умение думать о себе.

Попробуйте оценить, какие из этих черт и в какой степени присущи вашему ребенку. Таким образом, вам проще будет понять, как он себя оценивает. Поиграйте с ребенком, попросите его (с вашей же помощью) составить словесные портреты людей с адекватной, завышенной или заниженной самооценкой. Хочу только добавить несколько штрихов к этим портретам. Ребенок с заниженной самооценкой считает, что его не любят, что он не достоин уважения и заслуживает порицания. Такие люди ощущают безысходность, считают себя бездарными, чувствуют неловкость, смущение. Они все видят в мрачном свете. В жизни они подвержены стрессам, а моменты радости остаются незамеченными.

Дети с адекватной самооценкой — активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они чувствуют, что их любят, и сами дарят любовь окружающим, легко принимают все новое, правильно оценивают критику, смотрят на жизнь с оптимизмом.

Только после того как вы сформируете для себя образы реального и желаемого ребенка, когда вы попробуете выяснить, что думает ребенок о себе, да и о вас, можно задуматься о том, каковы же ваши реальные отношения с ним.

Ведь если мы хотим воспитать детей честными, добрыми, надо, прежде всего, поставить их в честные, добрые условия. И еще, согласитесь, что взаимоотношения взрослых между собой, поведение взрослых — это модель, образец, эталон, который впитывается ребенком. Так что давайте оценим характеристики вашей семьи (можно по 3- или 5-балльной системе).

Доброжелательность — недоброжелательность.
Чуткость — нечуткость.
Искренность — неискренность.
Внимательность — безразличие.
Сочувствие — отчужденность.
Деликатность — бестактность.
Ласка — грубость.
Спокойствие — раздражительность.
Уважение — унижение.
Заинтересованность — равнодушие.
Враждебность — дружелюбие.
Обидчивость — умение прощать.
Доверие — недоверие.
Таким образом, вы сможете составить реальное представление о ваших отношениях.

Постарайтесь после этого ответить для себя на вопросы:

— свойственно ли вам разговаривать с ребенком «на свободные темы»?
— как часто вы говорите своему ребенку такие слова, как «спасибо», «пожалуйста»?
— принято ли в вашей семье извиняться перед ребенком, если вы его обидели, несправедливо наказали?
— часто ли вы наказываете своего ребенка, за что и как?
— как вы одобряете его поведение, его дела и поступки?
— как вы думаете, каких родителей любят дети, а на каких и за что обижаются?
— знаете ли вы, что думает о вас ваш ребенок, какого он о вас мнения?

Увы, но практика показывает, что 80 процентов родителей очень редко или совсем никогда не употребляют в своем родительском лексиконе слова «извини», «спасибо», «пожалуйста», «не можешь ли ты мне помочь?». К сожалению, очень многие мамы отказываются делать что-то вместе с ребенком («Мне проще и быстрее самой сделать, чем она будет здесь под ногами болтаться…»). Опять же очень важно, чтобы и вы, и ребенок были в курсе проблем.

Ребенок должен знать:
— чем интересуются его родители,
— о чем они мечтают,
— что читают,
— с кем дружат или общаются,
— где их любят, ценят, уважают и за что,
— где и кем работают,
— любят ли свою работу,
— какое у них здоровье
— какие интересы, вкусы, привычки,
— какие у них заботы и проблемы.

Родители должны знать:
— чем интересуется ребенок,
— о чем мечтает,
— что читает,
— с кем дружит, враждует, просто общается,
— где, среди кого и как самоутверждается,
— какую позицию занимает в классе, во дворе,
— любит ли школу,
— каких учителей уважает, каких нет,
— какие у него интересы, вкусы, привычки,
— какие у него проблемы.

Отсутствие такой информации не только создает трудности во взаимоотношениях детей и родителей, но и приводит к их обострению, к взаимному отчуждению, потере контакта. Почаще просто разговаривайте с ребенком, старайтесь делать что-либо вместе, причем не только уроки или домашние дела. Игра, совместный отдых, походы — все это сближает. И если все эти условия соблюдаются, то ребенок открывается вам, доверчиво делится своими проблемами, радостями и планами.

Педагог-психолог Гринченко Александра Георгиевна

Пожалуйста, оцените публикацию

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Будьте первым кто оценит.

Подпишитесь на рассылку

Узнайте первым о новостях и событиях в "Мамонтёнке"

Сморите так же...

С Днём Энергетика!

Ваш труд - это огромный вклад в жизнь миллионов людей. Благодаря вам существует современное общество, развивается наука и техника. Желаем Вам большого запаса энергии для достижения поставленных целей.

О праве на получение ежемесячной выплаты в размере 4 921,5 руб. на каждого ребенка

Напоминаем, что семьи, воспитывающие детей от 3 до 7 лет включительно и имеющие среднедушевой доход, не превышающий 9 550 руб. на человека, имеют право на получение ежемесячной выплаты в размере 4 921,5 руб. на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

Добавить комментарий

357506 Ставропольский край г.Пятигорск, ул.Подстанционная 1а
РЕГИСТРАЦИЯ
это дополнительные сервисы и возможности для Родителей и наших гостей.
Вас приветствует
Вы здесь впервые?
Забыли пароль?
с администратором

С Днём Энергетика!

Ваш труд - это огромный вклад в жизнь миллионов людей. Благодаря вам существует современное общество, развивается наука и техника. Желаем Вам большого запаса энергии для достижения поставленных целей.
Посетителям с ограниченными
возможностями
РЕГИСТРАЦИЯ
это дополнительные сервисы и возможности для Родителей и наших гостей.
Вас приветствует
Уже зарегистрированы?
Авторизуйтесь
Для идентификации пользователя как родителя ребенка, посещающего детский сад. требуется код приглашения, выданный администратором детского сада.

Сведения об образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №29

Новая группа в Мамонтёнке

[ultimatemember_group_new]

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Прием детей начинается в 7-00 и заканчивается в 8-30.В связи с опасностью распространение коронавирусной инфекции прием осуществляется в строго отведенное время.
Родители, соблюдая дистанцию по разметке на прилегающей территории, ожидают осмотра и термометрии ребенка. Всем родителям необходимо соблюдать масочный режим.
При входе в корпус №1 осуществляется осмотр ребенка, проведение его термометрии, обработка обуви дезсредствами и обработка рук кожными антисептиками. Родители отвечают на вопросы медицинского работника или воспитателя о состоянии здоровья ребенка и его контактах. Расписываются в журнале фильтра приема детей. При входе в группу № 1 и №7 (корпуса 2) также осуществляется осмотр ребенка, проведение его термометрии, опрос родителей о состоянии здоровья ребенка и его контактах.

Родители в здание детского сада не допускаются!

Дежурный воспитатель проводит Вашего ребенка в дежурную группу.
Дежурная группа формируется из детей разных возрастов в количестве 12 человек. Дети и сотрудники из группы в группу не переводятся до окончания режима повышенной готовности.
Забирать ребенка из детского сада необходимо с участка группы, соблюдая режим дистанции, оставив подпись в журнале фильтра. Время удобное для родителей, начиная с 16-00 до 18-00.

ВНИМАНИЕ!

Для определения ребенка в дежурную группу необходимо иметь: справку от педиатра об отсутствии контакта с вероятными больными в срок не менее 14 дней до даты определения ребенка; справку от педиатра о состоянии здоровья ребенка.

ВАЖНО!

Для питания ребенка, Вам необходимо позвонить за 1 день (накануне) до выхода в детский сад с 9-00 до 11-00 воспитателю или по телефонам: 30-28-18; 30-28-16; 30-28-15 и сообщить. В противном случае, ребенок не будет учтен для организации питания и будет принят на следующий день.
Для приема детей в дежурную группу в условиях повышенной готовности, просим Вас заполнить данные сведения о контактах ребенка с проживающими родственниками и принести в день выхода в детский сад.